Логопедическая помощь детям раннего возраста

                                                     Консультация для родителей    
 «Профилактика задержки речевого развития (ЗРР) 
у детей раннего возраста»
Логопедическая работа с детьми раннего возраста — срав­нительно молодое направление в коррекционной педагогике. Медико-психолого-педагогические комиссии направляют детей раннего возраста в логопедические группы, с заключением: задержка речевого развития, т.е грубые отставания от возрастной нормы.
Задержка речевого развития у детей до 3 лет, сопровождается пирамидной недостаточностью, для которой характерны слабость речевой мускулатуры и поверхностный, укороченный, слабый речевой выдох. Такие дети затрудняются в произнесении согласных раннего онтогенеза, нередко речевое развитие останавливается на долепетном этапе — гулении гласных.
Целенаправленные артикуляционные упражнения с этими детьми организовать очень трудно. Мы предлагаем систему работы с использованием полых трубочек различного диаметра, начиная от более широкой (диаметр 1,5—2 см) и заканчивая тонкой трубочкой для коктейля. Упражнения проводятся в игровой форме, действия с результатом привлекают малышей и достаточно легко даются им.
Рекомендуемые упражнения: УПРАЖНЕНИЯ С ТРУБОЧКАМИ
1. «Слоник». Трубочка зажимается губами (не зубами!). Удерживать ее надо как можно дольше. Контроль и самоконтроль: свободное покачивание трубочки.
2. «Ветерок». Подуть через трубочку. Контроль и самоконтроль: подставить ладонь к противоположному концу трубочки для ощущения потока воздуха.
3. «Пузырьки». Выдувание воздуха из трубочки через воду. Упражнение проводится после отработки упражнения 2 (при наличии устойчивого направленного выдоха, чтобы ребенок не захлебнулся). Контроль и самоконтроль: бульканье воды в сосуде.
Благодаря таким упражнениям, проводимым в течение учебного года, укрепляется губная смычка, упорядочивается артикуляция губных и губно-зубных звуков, усиливается речевой выдох.
В целях профилактики заикания у детей на выходе из моторной алалии можно использовать нетрадиционную методику парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Упражнения по методике рекомендуются для облегчения симптоматики бронхиальной астмы, лечения хронического бронхита, гайморита, для восстановления потерянного голоса, для лечения заикания.
В практике встречаются дети, которые преодолевают задержку речевого развития не постепенно, а революционно, сразу выходя на уровень фразовой речи. Но одновременно с началом развернутой речи у них появляются такие грозные признаки, как речь на вдохе, со всхлипами, запинками, нередко возникают спорадические тонические и клонические судороги, синкинезии, тики. Большинство таких случаев приходится на детей с астматическим синдромом, детей из семей, в которых есть заикающиеся, а также детей, имеющих в анамнезе легкую резидуальную патологию ЦНС (ПЭП, черепно-мозговые травмы первого года жизни), неврозоподобный синдром. Для детей всей этой группы риска характерно поверхностное ключичное дыхание.
Методика Стрельниковой предполагает, несколько подавив активность верхних отделов легких, активизировать деятельность нижних широких сегментов, включить в дыхательный процесс диафрагму. Традиционная дыхательная гимнастика, в основу которой положена тренировка выдоха, противопоказана детям с астматическим синдромом, так как вызывает дыхательный спазм, кашель, удушье. Выходом стало использование упражнений Стрельниковой, в основе которых не выдох, а вдох; при этом на выдохе расправляются нижние широкие основания легких.
Рекомендуемые упражнения ПО МЕТОДИКЕ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ:
1.      «Насос». Вдох на наклоне. Это упражнение для детей раннего возраста: нюхаем цветочки, листочки, снежинки, грибы. Атрибутика выкладывается на полу перед ребенком. Надо коротким шумным вдохом понюхать предмет.
2.      «Погончики». Атрибутика кладется на плечи.
3. «Кошка». Вдохи берутся слева и справа на легком наклоне.
4 «Обними плечи». Ребенок крепко обнимает мягкую игрушку и нюхает ее.
5 Звуковые упражнения. Делаются на так называемой опоре. Ребенок стоит прямо, ладони обеих рук на области брюшного пресса, пальцами по направлению к пупку. На каждый слог или слово — легкий наклон, ладони надавливают на живот сверху вниз. Создается диафрагмальная опора, которая способствует преодолению ларингоспазма.
Упражнения озвучиваются междометиями-звукоподражаниями в соответствии с лексическими темами: И-У-Э-0 («кукла плачет»), ми-му-мэ-мо («корова»), ки-ку-кэ-ко («петушок»), би-бу-бэ-бо («машина»), ши-шу-шэ-шо («мышка»), ди-ду-дэ-до («дудочка»). Естественно, что в полном объеме, как предлагается А. Н. Стрельниковой и ее последователями (М. Н. Щетинин), с детьми раннего возраста работать невозможно. Можно взять за основу принцип принудительной вентиляции нижних отделов легких (вдох на свернутой грудной клетке; вдох на наклоне вперед, в стороны; вдох на повороте головы в сторону).
Для занятий используется игровая атрибутика, оживляющая упражнения (листочки, цветочки, грибы, снежинки и т п.). Вследствие этих упражнений у детей увеличивается объем вдоха и выдоха, в процесс дыхания начинает включаться диа­фрагма, преодолевается спастичность. Количество выдыхаемого воздуха постепенно возрастает до достаточного на фразу. Упражнения начинаем делать от 1—2 раз, постепенно наращивая их количество. Активно подключаем к работе и родителей.
Парадоксальная дыхательная - гимнастика не является единственной и обязательной системой коррекции речевого дыхания, но может использоваться в качестве вспомогательного и дополни­тельного средства для профилактики ЗРР детей раннего возраста.



Комментариев нет:

Отправить комментарий