Консультация "Возрастные особенности
речевого развития детей дошкольного возраста"
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА
ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ:
Играет
самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает
сверстникам. Играет в простые групповые игры.
ОБЩАЯ
МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Учится
бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на
корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его
содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы.
Красит пальцем. Нанизывает бусы.
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ
КООРДИНАЦИЯ:
Может
крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы.
Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
ВОСПРИЯТИЕ,
ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Рассматривает
картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет
парную картинку по образцу.
ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ:
Слушает
простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов
(большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?".
Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на
абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве
(больше-меньше, полный-пустой).
ПОНИМАНИЕ
РЕЧИ:
Происходит
быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения
типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа:
"Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и
"почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала
вымоем руки, затем будем обедать".
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА
ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ:
Любит
давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми.
Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.
ОБЩАЯ
МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Бросает
мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя
попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в
течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш
пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ
КООРДИНАЦИЯ:
Обводит
по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму
шестигранника.
ВОСПРИЯТИЕ
И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Разбирает
и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных
проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из
2-3 частей путем проб.
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ:
Интенсивное
развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя
слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени
сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье
(он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее
время. Считает до пяти.
ПОНИМАНИЕ
РЕЧИ:
Понимает
названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и
рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и
голубой шар").
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА
ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
ВОСПРИЯТИЕ
И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Разбирает и складывает трехсоставную
и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения.
Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения.
Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.
ПАМЯТЬ:
Выполняет поручение в виде 2-3
последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.
ВНИМАНИЕ:
Занимается интересной
деятельностью в течение 15-20 минут.
РЕЧЬ:
Использует обобщающие слова;
называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.
Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие
стихотворения.
МАТЕМАТИКА:
Использует в речи слова много и
один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть
геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года,
части суток. Различает правую и левую руку.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
Рисует прямые горизонтальные и
вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные
буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела).
Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на
толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на
одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает
вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
ОБЩАЯ
МОТОРИКА:
Хорошо
прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой
ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ
КООРДИНАЦИЯ:
Аккуратно
вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к
картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по
образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ:
Использует
в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны
предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные
буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в
словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова).
Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово.
Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные.
Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
Пишет
цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства
делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет
раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и
наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в
предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги.
Называет
дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ:
Особенности
памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой
картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте
ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван,
карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не
менее 4-5 слов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий